Диктанты на хантыйском языке учащихся Ханты-Мансийского национального педагогического училища послевоенного десятилетия как исторический источник
Русский
Номер журнала:
Рубрика:
История, этнография, археология
Информация об авторе:
А. Г. Киселёв Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок, г. Ханты-Мансийск, Российская Федерация, [email protected]
С. В. Онина Югорский государственный университет, г. Ханты-Мансийск, Российская Федерация, [email protected]
АННОТАЦИЯ
Введение. Актуальность темы связана с новыми подходами к историческому источнику. В соответствии с антропологическим поворотом в исторических исследованиях традиционные представления об источнике как информационном ресурсе дополняются и даже замещаются пониманием источника как историко-культурного явления. На этом пути источниковедение, долгое время имевшее дело с источником-ресурсом, сталкивается с проблемой его релевантного описания.
Цель: анализ ученических диктантов в контексте проблемы учёта дидактических текстов как исторического источника.
Материалы исследования: диктанты учащихся на хантыйском языке, документы Ханты-Мансийского педучилища, воспоминания выпускников, учебно-методическая и детская литература.
Результаты и научная новизна. Исследование позволило показать диктанты, с одной стороны, как вещественный, с другой – как письменный источник, определив их не в качестве информационного ресурса, а как историко-культурное явление. Поставлен вопрос об учёте дидактических текстов в источниковедческих классификациях, даётся внешняя и внутренняя критика источника. Диктанты представлены как фрагмент учебной жизни, процедура, дисциплинарная практика, коммуникация, в их вещественной форме и как текст, наконец, как составная часть советского учебного, детского и северного дискурсов. Так дидактическая литература исследуется впервые. Наблюдения и выводы работы могут быть использованы при изучении источниковедения, в историко-антропологических исследованиях истории национальной школы Севера.
Ключевые слова: исторический источник как информационный ресурс и историко-культурное явление, диктанты как источник, критика источника, фрагмент учебной жизни, дисциплинарная практика, коммуникация, текст, дискурс
Для цитирования: Киселёв А. Г., Онина С. В. Диктанты на хантыйском языке учащихся Ханты-Мансийского национального педагогического училища послевоенного десятилетия как исторический источник // Вестник угроведения. 2023. Т. 13. № 3 (54). С. 549–559.
С. В. Онина Югорский государственный университет, г. Ханты-Мансийск, Российская Федерация, [email protected]
АННОТАЦИЯ
Введение. Актуальность темы связана с новыми подходами к историческому источнику. В соответствии с антропологическим поворотом в исторических исследованиях традиционные представления об источнике как информационном ресурсе дополняются и даже замещаются пониманием источника как историко-культурного явления. На этом пути источниковедение, долгое время имевшее дело с источником-ресурсом, сталкивается с проблемой его релевантного описания.
Цель: анализ ученических диктантов в контексте проблемы учёта дидактических текстов как исторического источника.
Материалы исследования: диктанты учащихся на хантыйском языке, документы Ханты-Мансийского педучилища, воспоминания выпускников, учебно-методическая и детская литература.
Результаты и научная новизна. Исследование позволило показать диктанты, с одной стороны, как вещественный, с другой – как письменный источник, определив их не в качестве информационного ресурса, а как историко-культурное явление. Поставлен вопрос об учёте дидактических текстов в источниковедческих классификациях, даётся внешняя и внутренняя критика источника. Диктанты представлены как фрагмент учебной жизни, процедура, дисциплинарная практика, коммуникация, в их вещественной форме и как текст, наконец, как составная часть советского учебного, детского и северного дискурсов. Так дидактическая литература исследуется впервые. Наблюдения и выводы работы могут быть использованы при изучении источниковедения, в историко-антропологических исследованиях истории национальной школы Севера.
Ключевые слова: исторический источник как информационный ресурс и историко-культурное явление, диктанты как источник, критика источника, фрагмент учебной жизни, дисциплинарная практика, коммуникация, текст, дискурс
Для цитирования: Киселёв А. Г., Онина С. В. Диктанты на хантыйском языке учащихся Ханты-Мансийского национального педагогического училища послевоенного десятилетия как исторический источник // Вестник угроведения. 2023. Т. 13. № 3 (54). С. 549–559.