Драматургическое творчество Геннадия Юшкова на рубеже ХХ – ХХI вв.
Русский
Номер журнала:
Рубрика:
Филология
Информация об авторе:
Институт языка, литературы и истории Коми научного центра УрО РАН, г. Сыктывкар, Российская Федерация [email protected]
АННОТАЦИЯ
Введение: Статья посвящена исследованию пьес известного коми писателя, поэта и драматурга Геннадия Юшкова, датируемых 1990–2000 гг. К творческой деятельности он приступает ещё в 1950-е гг., раскрывая своё художественное мастерство в различных жанрах, в том числе и драматургических. Начиная с того времени вплоть до начала 1980-х гг., Г. Юшков работает в основном в жанрах социально-нравственной драмы и социально-бытовой комедии, реалистически точно воссоздавая общественные противоречия, остросоциальные проблемы 50–80-х гг. Волнующая драматурга тема – тема деревни, темаь улучшения жизни крестьянина. В центре его пьес указанного периода человек с активной жизненной позицией, актуальная для того времени созидающая личность, стремящаяся преобразовать окружающий её мир. Интенсивные социально-политические изменения рубежа ХХ–ХХI вв. вносят свои коррективы в развитие литературного процесса, влияя на творческое сознание писателей. Было бы интересно проследить, как воздействуют общественные катаклизмы 1990–2000-х гг. на художественный мир Г. Юшкова, меняются ли способы типизации и обобщения в творческой системе автора.
Цель данной работы – исследование юшковских пьес рубежа ХХ–ХХI вв., выявление их отличительных особенностей от драматургических произведений, написанных им ранее. Материалом исследования послужили пьесы Г. Юшкова 1990–2000-х гг. Результаты исследования и научная новизна: анализ драматургических произведений Г. Юшкова указанного периода выявляет мельчание героя его пьес, это уже не герой, активно решающий общественные проблемы, а персонаж, движимый сугубо личными желаниями. Вместе с этим наблюдается сокращение жанровых рамок пьес драматурга – теперь это уже не многоактные драмы или комедии, а двух-трёхстраничные тексты, можно сказать, сценки. Меняется тематика произведений автора: он также верен теме деревни, однако раскрывает её сквозь призму семейной темы. В период порубежья неизменным стаётся предпочтение Г. Юшковым реалистического направления, а также его следование законам построения драматургических характеров.
Ключевые слова: коми драматургия, Геннадий Юшков, жанр, направление, герой, тема.
Благодарности: публикация подготовлена в рамках Комплексной программы УрО РАН № 18-6-6-25 «Духовная культура и традиционные представления народов Европейского севера России (по данным языка, фольклора и литературы)».
Для цитирования: Горинова Н. В. Драматургическое творчество Геннадия Юшкова на рубеже XX-XXI вв. // Вестник угроведения. 2019. Т. 9. № 1. С. 7–18.
АННОТАЦИЯ
Введение: Статья посвящена исследованию пьес известного коми писателя, поэта и драматурга Геннадия Юшкова, датируемых 1990–2000 гг. К творческой деятельности он приступает ещё в 1950-е гг., раскрывая своё художественное мастерство в различных жанрах, в том числе и драматургических. Начиная с того времени вплоть до начала 1980-х гг., Г. Юшков работает в основном в жанрах социально-нравственной драмы и социально-бытовой комедии, реалистически точно воссоздавая общественные противоречия, остросоциальные проблемы 50–80-х гг. Волнующая драматурга тема – тема деревни, темаь улучшения жизни крестьянина. В центре его пьес указанного периода человек с активной жизненной позицией, актуальная для того времени созидающая личность, стремящаяся преобразовать окружающий её мир. Интенсивные социально-политические изменения рубежа ХХ–ХХI вв. вносят свои коррективы в развитие литературного процесса, влияя на творческое сознание писателей. Было бы интересно проследить, как воздействуют общественные катаклизмы 1990–2000-х гг. на художественный мир Г. Юшкова, меняются ли способы типизации и обобщения в творческой системе автора.
Цель данной работы – исследование юшковских пьес рубежа ХХ–ХХI вв., выявление их отличительных особенностей от драматургических произведений, написанных им ранее. Материалом исследования послужили пьесы Г. Юшкова 1990–2000-х гг. Результаты исследования и научная новизна: анализ драматургических произведений Г. Юшкова указанного периода выявляет мельчание героя его пьес, это уже не герой, активно решающий общественные проблемы, а персонаж, движимый сугубо личными желаниями. Вместе с этим наблюдается сокращение жанровых рамок пьес драматурга – теперь это уже не многоактные драмы или комедии, а двух-трёхстраничные тексты, можно сказать, сценки. Меняется тематика произведений автора: он также верен теме деревни, однако раскрывает её сквозь призму семейной темы. В период порубежья неизменным стаётся предпочтение Г. Юшковым реалистического направления, а также его следование законам построения драматургических характеров.
Ключевые слова: коми драматургия, Геннадий Юшков, жанр, направление, герой, тема.
Благодарности: публикация подготовлена в рамках Комплексной программы УрО РАН № 18-6-6-25 «Духовная культура и традиционные представления народов Европейского севера России (по данным языка, фольклора и литературы)».
Для цитирования: Горинова Н. В. Драматургическое творчество Геннадия Юшкова на рубеже XX-XXI вв. // Вестник угроведения. 2019. Т. 9. № 1. С. 7–18.