Концепт чтение в художественной литературе и возможности развития личности
Русский
Номер журнала:
Рубрика:
Филология
Информация об авторе:
профессор, ведущий научный сотрудник БУ ХМАО–Югры «Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок» (628011, Российская Федерация, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Мира, д. 14 А), доктор педагогических наук. [email protected]
АННОТАЦИЯ
Введение: статья посвящена актуальной в условиях современного литературоведения проблеме критического предела пренебрежения чтением. «Национальная программа поддержки и развития чтения» констатирует: «Современная ситуация с чтением в России представляет собой системный кризис читательской культуры».
Цель работы заключается в том, чтобы выявить существующие проблемы современного чтения и предложить возможные варианты их решения. Материалы исследования: в основу исследования положены представления о чтении как процессе познания окружающего мира,установления эмоционально-логических связей между книгой и сознанием читателя, проникновения в смысловое и идейное содержание художественного текста.
Результаты и научная новизна: результатом статьи является раскрытие одной из важнейших функций чтения, в первую очередь, художественного текста как средства, как пути формирования личности, осознания ею своего места в окружающем мире. Обоснование важности и сложности проблемы чтения в статье дано с опорой на художественные тексты, в которых она рассматривается с различных точек зрения, в разных аспектах. Научная новизна статьи заключается в раскрытии содержания концепта чтение в произведениях художественной литературы разных эпох и культурных традиций. Один из аспектов научной новизны связан с раскрытием механизма того, как чтение воспитывает уважительное отношение к
родному слову, препятствует его осквернению, способствует его активной жизни, продолжению развития в культуре своего народа. Статья представляет собой попытку наметить некоторые пути формирования умения научить видеть в литературном произведении суть, живое явление, непосредственно действую-щее на душу читателя, имеющее неоценённое свойство – возбуждать мысль, которое так ценит любая наука или область научных знаний. Чтение рассматривается не только как возможность развития восприимчивости ума, но и как расширение производительной его способности.
Ключевые слова: чтение, концепт, преодоление слова, книга, духовное завещание, герой, лирический герой, текст, знаковая система.
Для цитирования: Семёнов А. Н. Концепт чтение в художественной литературе и возможности развития личности // Вестник угроведения. 2018. Т. 8. № 2. С. 450–462.