Коренные народы Севера в произведениях советских художников 1950-х годов: репрезентация «школьной тематики»
Русский
Номер журнала:
Рубрика:
История науки
Информация об авторе:
Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок, г. Ханты-Мансийск, Российская Федерация, [email protected]
АННОТАЦИЯ
Введение. Статья посвящена проблемам визуальной репрезентации коренных народов Севера в советском изобразительном искусстве. Предметом исследования являются произведения советской живописи, посвящённые северной школьной тематике 1950-х гг.
Цель: выявить на основании анализа работ советских художников 1950-х гг. устойчивые и часто повторяющиеся сюжеты, отражающие реалии северной школы.
Материалы исследования: произведения живописи советских художников 1950-х гг. (в том числе – их репродукции и открытки), работы историков, связанные с проблемами школы коренных народов Севера.
Результаты и научная новизна. Тема визуальной репрезентации коренных народов Севера в отечественной живописи 1950-х гг. до сих пор не получала в исторической науке самостоятельного освещения. В статье на основании анализа широкого круга изобразительных источников, посвящённых северной «школьной тематике» выделены устойчивые сюжеты, которые, в свою очередь, отнесены в условные группы (сборы в школу и возвращение домой на каникулы). Новизна определяется как выбранной малоизученной темой, так и предложенным анализом, включаю-
щим в себя разработки визуальных и культуральных исследований. Материалы статьи могут быть использованы при подготовке соответствующего раздела академической истории Югры, а также спецкурсов по советской живописи.
Ключевые слова: школа народов Севера, советская живопись, В. А. Игошев, социалистический реализм, дети в искусстве, школьная тематика, репрезентация
Для цитирования: Галямов А. А. Коренные народы Севера в произведениях советских художников 1950-х годов: репрезентация «школьной тематики» // Вестник угроведения. 2022. Т. 12. № 1. С. 175–184.
АННОТАЦИЯ
Введение. Статья посвящена проблемам визуальной репрезентации коренных народов Севера в советском изобразительном искусстве. Предметом исследования являются произведения советской живописи, посвящённые северной школьной тематике 1950-х гг.
Цель: выявить на основании анализа работ советских художников 1950-х гг. устойчивые и часто повторяющиеся сюжеты, отражающие реалии северной школы.
Материалы исследования: произведения живописи советских художников 1950-х гг. (в том числе – их репродукции и открытки), работы историков, связанные с проблемами школы коренных народов Севера.
Результаты и научная новизна. Тема визуальной репрезентации коренных народов Севера в отечественной живописи 1950-х гг. до сих пор не получала в исторической науке самостоятельного освещения. В статье на основании анализа широкого круга изобразительных источников, посвящённых северной «школьной тематике» выделены устойчивые сюжеты, которые, в свою очередь, отнесены в условные группы (сборы в школу и возвращение домой на каникулы). Новизна определяется как выбранной малоизученной темой, так и предложенным анализом, включаю-
щим в себя разработки визуальных и культуральных исследований. Материалы статьи могут быть использованы при подготовке соответствующего раздела академической истории Югры, а также спецкурсов по советской живописи.
Ключевые слова: школа народов Севера, советская живопись, В. А. Игошев, социалистический реализм, дети в искусстве, школьная тематика, репрезентация
Для цитирования: Галямов А. А. Коренные народы Севера в произведениях советских художников 1950-х годов: репрезентация «школьной тематики» // Вестник угроведения. 2022. Т. 12. № 1. С. 175–184.