К вопросу о мифологической проблематике в творчестве Ю. Шесталова
Русский
Номер журнала:
Рубрика:
Филология
Информация об авторе:
Кандидат филологических наук, заведующая научно-исследовательского отдела обско-угорских литератур Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок Ханты-Мансийск, Россия [email protected]
Аннотация: Юван Шесталов – человек традиционный культуры, с младенчества воспитанный в мире фольклора, мифологии, обрядности и ритуалов. Его психология, ценностные ориентации и мировоззрение были сформированы в соответствии с традиционными установками. Отношение к фольклору у писателя менялось на разных этапах творчества, но вместе с тем интерпретация фольклорных мотивов в каждый из периодов была преемственной по отношению к предшествующим этапам. Шесталов верит, что события и герои мифа не просто «когда-то были», но и сегодня продолжают жить. Основа мифа для него это и знания, и доверие той действительности, которые оповещают о единстве реальности космического и земного. В произведениях он оценивает жизнь с точки зрения мировоззрения своего этноса, сформировавшегося на протяжении тысячелетий и получившего наиболее полное выражение в мифологии и фольклоре. В то же время, именно фольклорно-мифологический материал позволяет ему постичь менталитет и традиции народа. Отмечаем, что после 1990-х годов у Шесталова происходит новое переосмысление мифологических и устно-поэтических начал традиционной культуры народа: на их основе писатель создает свое видение о космическом и планетарном сознании (сознание Торума), в котором пытается указать путь духовного спасения своего народа и всего человечества.
Ключевые слова: Юван Шесталов, миф, мифологическая картина мира, манси, Торум, мансийская литература.
Аннотация: Юван Шесталов – человек традиционный культуры, с младенчества воспитанный в мире фольклора, мифологии, обрядности и ритуалов. Его психология, ценностные ориентации и мировоззрение были сформированы в соответствии с традиционными установками. Отношение к фольклору у писателя менялось на разных этапах творчества, но вместе с тем интерпретация фольклорных мотивов в каждый из периодов была преемственной по отношению к предшествующим этапам. Шесталов верит, что события и герои мифа не просто «когда-то были», но и сегодня продолжают жить. Основа мифа для него это и знания, и доверие той действительности, которые оповещают о единстве реальности космического и земного. В произведениях он оценивает жизнь с точки зрения мировоззрения своего этноса, сформировавшегося на протяжении тысячелетий и получившего наиболее полное выражение в мифологии и фольклоре. В то же время, именно фольклорно-мифологический материал позволяет ему постичь менталитет и традиции народа. Отмечаем, что после 1990-х годов у Шесталова происходит новое переосмысление мифологических и устно-поэтических начал традиционной культуры народа: на их основе писатель создает свое видение о космическом и планетарном сознании (сознание Торума), в котором пытается указать путь духовного спасения своего народа и всего человечества.
Ключевые слова: Юван Шесталов, миф, мифологическая картина мира, манси, Торум, мансийская литература.