Лингвопоэтика времени в творчестве Петра Захарова: структурно-семантические репрезентации
Русский
Номер журнала:
Рубрика:
Филология
Информация об авторе:
Удмуртский федеральный исследовательский центр Уральского отделения РАН, г. Ижевск, Россия, [email protected]
АННОТАЦИЯ
Введение: в статье рассматривается лингвопоэтический феномен времени в стихотворном дискурсе Петра Захарова, одного из наиболее ярких представителей современной удмуртской поэзии конца ХХ – начала ХХI столетий, олицетворяющего этнофутуристическое течение.
Цель исследования: проанализировать разноуровневую связанность грамматического плана текста и его художественной семантики, проявить взаимообращенность формы и содержания, языковых элементов и индивидуально-авторского мировидения.
Материалы исследования: материалами исследования являются стихотворные произведения Петра Захарова, вошедшие в его дебютную книгу «Вож выж» («Зеленый мост»).
Результаты и научная новизна: научная новизна исследования продиктована неизученностью проблем темпоральности в удмуртоязычных идиостилях, отсутствием лингвопоэтических практик в рамках удмуртской филологии, недостаточным вниманием к стиховедческим аспектам литературоведения. Устанавливается, что время является основой художественной картины мира П. Захарова: лирический субъект познает себя, других, окружающую действительность сквозь призму времени, которое в воспринимающем сознании обрастает большим количеством особенностей, характеристик, определений. Категория времени аналитически осмысливается как в контексте разнородных грамматических структур, лексических репрезентаций, так и в сложноорганизованной системе художественного содержания конкретного поэтического текста. В
ходе интерпретации стихотворений были выявлены доминирующие темпоральные сценарии, описаны связанные с ними семантические планы. Констатируется повышенное внимание авторского «Я» к языку как основному инструменту письма. Исследование стихотворного корпуса Захарова показало, что имеют место две репрезентативные группы – в первую входят тексты, отмеченные эксплицированными языковыми поисками, во вторую – тексты, лишенные видимого лингвистического участия автора.
Ключевые слова: удмуртская поэзия, этнофутуризм, идиостиль, лингвопоэтические трансформации,
темпоральные модели, лирический субъект, лирический сюжет.
Для цитирования: Арзамазов А.А. Лингвопоэтика времени в творчестве Петра Захарова: структур-
но-семантические репрезентации // Вестник угроведения. 2018. Т. 8. № 1. С. 7–14.
Цель исследования: проанализировать разноуровневую связанность грамматического плана текста и его художественной семантики, проявить взаимообращенность формы и содержания, языковых элементов и индивидуально-авторского мировидения.
Материалы исследования: материалами исследования являются стихотворные произведения Петра Захарова, вошедшие в его дебютную книгу «Вож выж» («Зеленый мост»).
Результаты и научная новизна: научная новизна исследования продиктована неизученностью проблем темпоральности в удмуртоязычных идиостилях, отсутствием лингвопоэтических практик в рамках удмуртской филологии, недостаточным вниманием к стиховедческим аспектам литературоведения. Устанавливается, что время является основой художественной картины мира П. Захарова: лирический субъект познает себя, других, окружающую действительность сквозь призму времени, которое в воспринимающем сознании обрастает большим количеством особенностей, характеристик, определений. Категория времени аналитически осмысливается как в контексте разнородных грамматических структур, лексических репрезентаций, так и в сложноорганизованной системе художественного содержания конкретного поэтического текста. В
ходе интерпретации стихотворений были выявлены доминирующие темпоральные сценарии, описаны связанные с ними семантические планы. Констатируется повышенное внимание авторского «Я» к языку как основному инструменту письма. Исследование стихотворного корпуса Захарова показало, что имеют место две репрезентативные группы – в первую входят тексты, отмеченные эксплицированными языковыми поисками, во вторую – тексты, лишенные видимого лингвистического участия автора.
Ключевые слова: удмуртская поэзия, этнофутуризм, идиостиль, лингвопоэтические трансформации,
темпоральные модели, лирический субъект, лирический сюжет.
Для цитирования: Арзамазов А.А. Лингвопоэтика времени в творчестве Петра Захарова: структур-
но-семантические репрезентации // Вестник угроведения. 2018. Т. 8. № 1. С. 7–14.