Марийский язык в структуре лингвокомпетенции населения Республики Марий Эл в ХХI веке
Русский
Номер журнала:
Рубрика:
Филология
Информация об авторе:
В. И. Шабыков Марийский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории им. В. М. Васильева, г. Йошкар-Ола, Российская Федерация, [email protected]
Р. А. Кудрявцева Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, Российская Федерация, [email protected]
АННОТАЦИЯ
Введение. В данной статье в диахроническом аспекте характеризуется компетентностный статус марийского языка в контексте проблемы языкового многообразия в Республике Марий Эл в ХХI в. Проблема рассматривается с учётом такой факторной оппозиции, как группы по этнической самоидентификации (в первую очередь, мари и русские – две основные и наиболее многочисленные группы населения республики); по отдельным позициям акцен- тируется внимание на отличии результатов, полученных, в целом, по республике, и среди молодёжи.
Цель: определить место марийского языка в динамике лингвокомпетенции населения Республики Марий Эл в ХХI в.
Материалы исследования: данные социологических исследований МарНИИЯЛИ им. В. М. Васильева 2001– 2020 гг.
Результаты и научная новизна. Проблема места марийского языка в лингвокомпетенции населения Республики Марий Эл рассматривается в контексте создания диахронической картины языкового многообразия в регионе. Постановленная цель потребовала дополнения традиционных методов описания и анализа полученных социологических данных их сравнительным изучением на протяжении всего ХХI в., что осуществляется впервые. В статье актуализирована как оценка респондентами уровня собственной лингвокомпетенции, так и их языковые намерения.
Особо выделен вопрос об уровне владения марийским языком марийского населения Республики Марий Эл.
Ключевые слова: социолингвистика, Республика Марий Эл, языковая ситуация, XXI век, языковое многообразие, языковая компетенция, марийский язык, двуязычие, полилигвизм.
Для цитирования: Шабыков В. И., Кудрявцева Р. А. Марийский язык в структуре лингвокомпетенции населения Республики Марий Эл в ХХI веке // Вестник угроведения. 2021. Т. 11. № 2. С. 347–357.
Р. А. Кудрявцева Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, Российская Федерация, [email protected]
АННОТАЦИЯ
Введение. В данной статье в диахроническом аспекте характеризуется компетентностный статус марийского языка в контексте проблемы языкового многообразия в Республике Марий Эл в ХХI в. Проблема рассматривается с учётом такой факторной оппозиции, как группы по этнической самоидентификации (в первую очередь, мари и русские – две основные и наиболее многочисленные группы населения республики); по отдельным позициям акцен- тируется внимание на отличии результатов, полученных, в целом, по республике, и среди молодёжи.
Цель: определить место марийского языка в динамике лингвокомпетенции населения Республики Марий Эл в ХХI в.
Материалы исследования: данные социологических исследований МарНИИЯЛИ им. В. М. Васильева 2001– 2020 гг.
Результаты и научная новизна. Проблема места марийского языка в лингвокомпетенции населения Республики Марий Эл рассматривается в контексте создания диахронической картины языкового многообразия в регионе. Постановленная цель потребовала дополнения традиционных методов описания и анализа полученных социологических данных их сравнительным изучением на протяжении всего ХХI в., что осуществляется впервые. В статье актуализирована как оценка респондентами уровня собственной лингвокомпетенции, так и их языковые намерения.
Особо выделен вопрос об уровне владения марийским языком марийского населения Республики Марий Эл.
Ключевые слова: социолингвистика, Республика Марий Эл, языковая ситуация, XXI век, языковое многообразие, языковая компетенция, марийский язык, двуязычие, полилигвизм.
Для цитирования: Шабыков В. И., Кудрявцева Р. А. Марийский язык в структуре лингвокомпетенции населения Республики Марий Эл в ХХI веке // Вестник угроведения. 2021. Т. 11. № 2. С. 347–357.