Национальная художественная картина мира в мордовской женской лирике
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва, г. Саранск, Российская Федерация, [email protected]
АННОТАЦИЯ
Введение. Статья посвящена изучению национального своеобразия мордовской женской лирики. Предметом исследования является специфика репрезентации этнической картины мира в произведениях современных поэтов.
Цель: раскрыть особенности отражения национальной картины мира в стихотворениях авторов-женщин.
Материалы исследования: произведения Р. Орловой, Л. Рябовой, М. Слугиной.
Результаты и научная новизна. Концепция работы построена на положении о том, что художественная картина мира основана на мироощущении субъекта творчества (эмоционально-интуитивном восприятии им действительности), свойственных ему представлениях об окружающем мире, отраженных посредством архетипов, образов, концептов, символов, она играет роль в формировании и трансляции духовно-нравственных ценностей в обществе, становится критерием эстетической значимости произведения. Индивидуальная неповторимость, неопровержимая
подлинность национальной картины мира в лирике мордовских авторов-женщин проявляются на разных уровнях текста – мотивно-образном, тематическом, хронотопическом, стилистическом. Поэтами активно разрабатывается тема малой родины, семантически соотносимая с архетипическими образами отчего дома, матери, топосом «детство». Ассимилированные в структуру поэтического текста образы исторических деятелей призваны реанимировать национально-исторический опыт, отразить экзистенциальный смысловой контекст. Мифологический мотивно-образный кластер транслирует особенности религиозного мировоззрения эрзян и мокшан, их нравственные принципы и ценностную сферу, способствует созданию вневременного контекста. Стилистически стихотворения данной тематики соотносятся с народнопоэтической, в частности обрядовой песенной традицией. Посредством пространственных маркеров воссоздаётся природная среда, хронотоп деревни; поэтические омонимы способствуют отражению конкретной географической реальности, современной социокультурной ситуации. Научная новизна статьи определяется тем, что мордовская женская лирика в аспекте национальной картины мира впервые становится объектом специального исследования.
Ключевые слова: мордовская женская лирика, национальная картина мира, национальный образ мира, этнический мирообраз, лирическая героиня
Благодарности: Исследование выполнено за счёт гранта Российского научного фонда № 24-28-00098 «Мордовская женская литература: специфика репрезентации гендерной картины мира, национально-художественное своеобразие», https://rscf.ru/project/24-28-00098/.
Для цитирования: Шеянова С. В. Национальная художественная картина мира в мордовской женской лирике // Вестник угроведения. 2025. Т. 15. № 1 (60). С. 132–141.