Нефть, газ, коренные народы: кто напишет правила?
Доктор исторических наук Институт этнологии и антропологии РАИ им. И. Н. Миклухо-Маклая, Москва, Россия [email protected]
Аннотация. Статья посвящена анализу правового регулирования взаимодействия коренных малочисленных народов и промышленных компаний и практического применения в России международного принципа свободного, предварительного и осознанного согласия коренных народов на решения, затрагивающие их интересы и возможностей социального диалога бизнеса и коренных народов. В статье рассматриваются правовые основания применения этого принципа, содержащиеся в Конституции РФ, Земельном кодексе, федеральном законе «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ», а также в правовых документах ХМАО и ЯНАО. Специальное внимание уделяется документам муниципальных образований. С точки зрения международных и национальных стандартов анализируется корпоративная социальная ответственность бизнеса в России. Делается вывод, что основаниями для социального диалога бизнеса и коренных народов Севера могут стать не только законы, но и корпоративные политики и регламенты промышленных компаний и обычное право коренных народов. Статья написана на основании полевых материалов, собранных в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах среди коренных малочисленных народов и в промышленных компаниях, а также анализа международного права и федерального, регионального законодательства и муниципальных документов в Российской Федерации.
Ключевые слова: Коренные малочисленные народы, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, промышленные компании, международное право, законодательство, этнологическая экспертиза, корпоративная социальная ответственность, корпоративные документы промышленных компаний, обычное право.