Образ дерева в прозе Е.Д. Айпина
Научный сотрудник Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок Ханты-Мансийск, Россия [email protected]
Аннотация: Предметом исследования является образ дерева в прозе Е.Д. Айпина. Цель работы – рассмотреть функцию древесных образов на материале произведений хантыйского прозаика Е.Д. Айпина. Актуальность исследования определяется тем, что древесные образы не становились объектом отдельного исследования в творчестве Е.Д. Айпина. В произведениях хантыйского прозаика древесные образы имеют антропоморфное воплощение. Отдельные деревья и лесной массив в изображении Е.Д. Айпина ведут себя подобно разумному человеку. «Унцых-ики» (старик-сосна) в повести «По первому снегу» способен стонать, в рассказе «Конец рода Лагермов» «кедр брызнул янтарно-чистыми слезами», деревья в рассказе «Медвежье горе» заплакали. Однако присутствует и обратное сравнение человека с деревом. Дерево становится одним из средств создания образа Возлюбленной в лирической прозе писателя. Деревья – одна из составляющих пейзажа прозы Е.Д. Айпина. Пейзаж, созданный писателем, отражает чувства лирического героя. Анализ художественных текстов Е.Д. Айпина показывает, что древесные образы служат средством создания и глубинного понимания этнически обусловленного героя. Через него хантыйский прозаик транслирует мифологическое мировоззрение этноса. Антропоморфизм, реализованный писателем на страницах произведений, позволяет утверждать мысль о неразрывности существования человека и природы.
Ключевые слова: хантыйская литература, Е.Д. Айпин, система образов, пейзаж, древесный образ.