Образ Ханты-Мансийского округа в юбилейных изданиях 1941–1960 гг.
А. Г. Киселёв Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок, г. Ханты-Мансийск, Российская Федерация, [email protected]
С. В. Онина Югорский государственный университет, г. Ханты-Мансийск, Российская Федерация, [email protected]
АННОТАЦИЯ
Введение. Статья посвящена исследованию эволюции образа Ханты-Мансийского округа эпохи построения социализма и начала коммунистического строительства в СССР. Актуальность темы определяется потребностями изучения образов национальных районов РСФСР, значимостью близкой проблематики этнической, региональной, советской идентичности и брендирования.
Цель: выявить особенности репрезентации образа Ханты-Мансийского округа в исторической ретроспективе.
Материалы исследования: сборники статей, изданные окружкомом партии к юбилеям округа 1941, 1951 и 1960 гг.
Результаты и научная новизна. Исследование позволяет представить округ 1941 г. как объект познавательного, научного интереса, национальный регион, преодолевающий и преодолевший «отсталость» по всем направлениям социалистического строительства, прежде всего, в экономике, на благо коренных народов. В 1951 г. названный образ, подаётся как типичный образ северного округа, демонстрирующий советские перемены уже не по направлениям-отраслям, а через отдельные, в том числе, личностные истории, прежде всего автохтонов – не столько бенефициаров, сколько созидателей советской социокультурной реальности. Образ округа 1960 г. структурно и идейно повторяет черты образа 1941 г., но в отличие от него позиционируется как совокупность достижений нового периода – коммунистического строительства; его грани, черты живут в пространстве не научно-популярного, а официально-отчётного текста.
Ключевые слова: образ, ключевые слова, идеологемы, идентичность, «советский бренд»
Для цитирования: Киселев А. Г., Онина С. В. Образ Ханты-Мансийского округа в юбилейных изданиях 1941– 1960 гг. // Вестник угроведения. 2023. Т. 13. № 4 (55). С. 764–775.