О жанровой природе исторической песни: русско-эрзянский контекст
Русский
Номер журнала:
Рубрика:
Филология
Информация об авторе:
А. М. Шаронов Научный центр социально-экономического мониторинга, г. Саранск, Российская Федерация, [email protected]
Е. А. Шаронова Национальный Исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва, г. Саранск, Российская Федерация, [email protected]
АННОТАЦИЯ
Введение. В статье даётся понятие эрзянской исторической песни как эпического жанра, пришедшего на смену героико-мифологическим и эпико-героическим песням, повествующим о возникновении мира, человека и эрзянской государственности; обозначаются важнейшие особенности её поэтики и эстетики, сюжетно-тематические циклы и жанровые группы песен с их важнейшими персонажами.
Цель: выявить жанровую специфику эрзянской и русской исторической песни, опираясь на современные научные и исторические представления.
Материалы исследования: тексты исторических песен XVI–XVIII веков, архивные и опубликованные материалы.
Результаты и научная новизна. Сформулировано понятие эрзянской исторической песни, выявлено своеобразие её сознания, пространства и времени по сравнению с сознанием, пространством и временем героической песни, обозначена связь сюжетов исторических песен с конкретными историческими событиями и лицами, констатируется поэтическая и тематическая общность эрзянских исторических песен с русскими историческими песнями.Научная новизна исследования заключается в том, что впервые в отечественном литературоведении установлено, что сознание, пространство и время героической песни не имеют исторической конкретизации, а сознание, пространство и время исторической песни исторически детерминированы.
Ключевые слова: жанр, историческая песня, эрзянская историческая песня, русская историческая песня, поэтика, эстетика, сюжет, персонаж, жанровая группа, сознание, пространство, время.
Для цитирования: Шаронов А. М., Шаронова Е. А. О жанровой природе исторической песни: русскоэрзянский контекст // Вестник угроведения. 2020. Т. 10. № 1. С. 120–129.
Е. А. Шаронова Национальный Исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва, г. Саранск, Российская Федерация, [email protected]
АННОТАЦИЯ
Введение. В статье даётся понятие эрзянской исторической песни как эпического жанра, пришедшего на смену героико-мифологическим и эпико-героическим песням, повествующим о возникновении мира, человека и эрзянской государственности; обозначаются важнейшие особенности её поэтики и эстетики, сюжетно-тематические циклы и жанровые группы песен с их важнейшими персонажами.
Цель: выявить жанровую специфику эрзянской и русской исторической песни, опираясь на современные научные и исторические представления.
Материалы исследования: тексты исторических песен XVI–XVIII веков, архивные и опубликованные материалы.
Результаты и научная новизна. Сформулировано понятие эрзянской исторической песни, выявлено своеобразие её сознания, пространства и времени по сравнению с сознанием, пространством и временем героической песни, обозначена связь сюжетов исторических песен с конкретными историческими событиями и лицами, констатируется поэтическая и тематическая общность эрзянских исторических песен с русскими историческими песнями.Научная новизна исследования заключается в том, что впервые в отечественном литературоведении установлено, что сознание, пространство и время героической песни не имеют исторической конкретизации, а сознание, пространство и время исторической песни исторически детерминированы.
Ключевые слова: жанр, историческая песня, эрзянская историческая песня, русская историческая песня, поэтика, эстетика, сюжет, персонаж, жанровая группа, сознание, пространство, время.
Для цитирования: Шаронов А. М., Шаронова Е. А. О жанровой природе исторической песни: русскоэрзянский контекст // Вестник угроведения. 2020. Т. 10. № 1. С. 120–129.