О мифопоэтическом начале в современной коми поэзии
Кандидат филологических наук, Институт языка, литературы и истории Коми научного центра Уральского отделения Российской академии наук, Сыктывкар, Россия [email protected]
Период конца 1980-х – начала 1890-х гг. отмечен как переходный в развитии коми литературы и поэзии в частности: авторы подвергают сомнениям ценностные установки писателей предыдущего поколения, «предлагая» новые формы поэтического осмысления действительности. К Аннотация: обновляющим коми поэзию Аннотация. художественным тенденциям можно отнести мифопоэтическую направленность творчества многих современных поэтов(тесс). Утрата целостности, состояние дезориентированности в т. н. «не оформленном», фрагментарно переживаемом постсоветском пространстве обуславливает авторов искать опору в далеком прошлом родного народа, выходить в процессе самоидентификации за границы рационально познаваемого, осмысливать непростой период порубежья через активизацию свойств архаичного, традиционного мышления. Современная коми поэзия, которую условно в силу количественного преимущества авторов-поэтесс можно назвать «женской», впервые исследуется в контексте выявления элементов мифосознания в структуре поэтических текстов. На материале лирики Нины Обрезковой, Надежды Павловой, Елены Афанасьевой раскрывается мифопоэтическая основа отдельных лирических переживаний, поэтических образов, средств художественной выразительности, принципов организации художественного мира.
Ключевые слова: современная коми поэзия, женская лирика, постсоветское пространство, мифосознание, мифопоэтическая аллюзия, метафоризация, национальный архетип.