Символика цветов в хантыйской лирике
Русский
Номер журнала:
Рубрика:
Филология
Информация об авторе:
Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок, Югорский государственный университет, г. Ханты-Мансийск, Российская Федерация, [email protected]
АННОТАЦИЯ
Введение. Статья посвящена актуальной в условиях современного финно-угорского литературоведения проблеме символики образа. Предметом анализа стала символика цветов в творчестве хантыйских поэтов.
Цель: раскрыть символику цветов как компонент флоропоэтики в хантыйской лирике.
Материалы исследования: основу исследования составляют произведения М. И. Новьюхова, вошедшие в книгу «С надеждой на счастье» (2012) и М. И. Шульгина из книги «Мави Ас. Медовая Обь» (2009), а так же отдельные стихотворения В. С. Волдина, Р. П. Ругина, М. К. Вагатовой, Л. Я. Шульгиной.
Результаты и научная новизна. В статье впервые подвергается анализу цветочная образность хантыйской лирики как важная составляющая образной системы и флоропоэтики хантыйской литературы. В фокус внимания попали произведения с номинацией «цветок», «роза», «фиалка», «ромашка», «василёк», «подснежник», «георгин», «черёмуха», «сирень», а так же «мята» и «крапива» шести хантыйских поэтов. Исследование показало, что цветочный словарь М. И. Новьюхова один из самых многозначных в хантыйской поэзии; что цветочная образность в хантыйской лирике связана с развитием таких тем, как природы, поэта и поэзии, любви, а так же дружественных мотивов, мотива памяти; что цветы стали частью философских размышлений о жизни и смерти. С цветами связан образ возлюбленной, эстетика прекрасного в хантыйской поэзии. Цветочная образность хантыйской лирики дополняется ольфакторным и цветовым кодами, показывает живую связь с мировой литературой.
Ключевые слова: хантыйская литература, символика образа, символика цветов, цветочная образность, флоропоэтика, М. И. Новьюхов, М. И. Шульгин.
Для цитирования: Косинцева Е. В. Символика цветов в хантыйской лирике // Вестник угроведения. 2019. Т. 9. № 4. С. 653–662.
АННОТАЦИЯ
Введение. Статья посвящена актуальной в условиях современного финно-угорского литературоведения проблеме символики образа. Предметом анализа стала символика цветов в творчестве хантыйских поэтов.
Цель: раскрыть символику цветов как компонент флоропоэтики в хантыйской лирике.
Материалы исследования: основу исследования составляют произведения М. И. Новьюхова, вошедшие в книгу «С надеждой на счастье» (2012) и М. И. Шульгина из книги «Мави Ас. Медовая Обь» (2009), а так же отдельные стихотворения В. С. Волдина, Р. П. Ругина, М. К. Вагатовой, Л. Я. Шульгиной.
Результаты и научная новизна. В статье впервые подвергается анализу цветочная образность хантыйской лирики как важная составляющая образной системы и флоропоэтики хантыйской литературы. В фокус внимания попали произведения с номинацией «цветок», «роза», «фиалка», «ромашка», «василёк», «подснежник», «георгин», «черёмуха», «сирень», а так же «мята» и «крапива» шести хантыйских поэтов. Исследование показало, что цветочный словарь М. И. Новьюхова один из самых многозначных в хантыйской поэзии; что цветочная образность в хантыйской лирике связана с развитием таких тем, как природы, поэта и поэзии, любви, а так же дружественных мотивов, мотива памяти; что цветы стали частью философских размышлений о жизни и смерти. С цветами связан образ возлюбленной, эстетика прекрасного в хантыйской поэзии. Цветочная образность хантыйской лирики дополняется ольфакторным и цветовым кодами, показывает живую связь с мировой литературой.
Ключевые слова: хантыйская литература, символика образа, символика цветов, цветочная образность, флоропоэтика, М. И. Новьюхов, М. И. Шульгин.
Для цитирования: Косинцева Е. В. Символика цветов в хантыйской лирике // Вестник угроведения. 2019. Т. 9. № 4. С. 653–662.