Трансформация фольклорных образов в творчестве А. М. Коньковой
Русский
Номер журнала:
Рубрика:
Филология
Информация об авторе:
Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок, г. Ханты-Мансийск, Российская Федерация, [email protected]
АННОТАЦИЯ:
Введение. Статья входит в комплекс исследований мансийской литературы и актуализирует вопрос взаимодействия фольклора и литературы в творчестве А. М. Коньковой. Произведения А. М. Коньковой занимают отдельное место в истории мансийской литературы. В её сказках переосмыслены и трансформированы традиционные персонажи мансийского фольклора. В данной статье выявляется особенность авторской трактовки А. М. Коньковой таких фольклорных образов, как Комполэн, Воркум и Виткась, а также рассматриваются фольклорные истоки авторского образа Ворнэ.
Цель: проанализировать тексты сказок А. М. Коньковой и раскрыть авторскую интерпретацию фольклорных образов.
Материалы исследования: тексты сказок А. М. Коньковой из книги «Сказки бабушки Аннэ».
Результаты и научная новизна. В статье впервые раскрывается авторская интерпретация фольклорных образов в произведениях мансийской писательницы А. М. Коньковой. Анализ текстов А. М. Коньковой позволил утверждать, что автор обращается к мансийской фольклорной традиции, но творчески переосмысливает её, дополняет чертами, взятыми из русского фольклора. Сопоставительный анализ образов, созданных А. М. Коньковой, с фольклорными способствовал получению ряда выводов. Во-первых, А. М. Конькова изменила образ Комполэна, сблизив отдельные детали с персонажем русского фольклора Кощеем Бессмертным. Во-вторых, взяв за основу фольклорный образ Миснэ, А. М. Конькова переосмыслила его, создав авторский образ Ворнэ. В-третьих, в своих произведениях А. М. Конькова сделала Воркума злым персонажем, наделив его чертами Лешего, но сохранила и схожесть с фольклорным Мисхумом. В-четвёртых, Виткась, созданный А. М. Коньковой, обладает чертами славянского водяного, под пером автора приобрёл детальное описание внешнего облика, чего нет в фольклорных источниках.
Ключевые слова: мансийская литература, А. М. Конькова, фольклорный персонаж, Комполэн, Ворнэ, Воркум, Виткась, интерпретация образа.
Для цитирования: Панченко Л. Н. Трансформация фольклорных образов в творчестве А. М. Коньковой // Вестник угроведения. 2022. Т. 12. № 2. С. 272–279.
АННОТАЦИЯ:
Введение. Статья входит в комплекс исследований мансийской литературы и актуализирует вопрос взаимодействия фольклора и литературы в творчестве А. М. Коньковой. Произведения А. М. Коньковой занимают отдельное место в истории мансийской литературы. В её сказках переосмыслены и трансформированы традиционные персонажи мансийского фольклора. В данной статье выявляется особенность авторской трактовки А. М. Коньковой таких фольклорных образов, как Комполэн, Воркум и Виткась, а также рассматриваются фольклорные истоки авторского образа Ворнэ.
Цель: проанализировать тексты сказок А. М. Коньковой и раскрыть авторскую интерпретацию фольклорных образов.
Материалы исследования: тексты сказок А. М. Коньковой из книги «Сказки бабушки Аннэ».
Результаты и научная новизна. В статье впервые раскрывается авторская интерпретация фольклорных образов в произведениях мансийской писательницы А. М. Коньковой. Анализ текстов А. М. Коньковой позволил утверждать, что автор обращается к мансийской фольклорной традиции, но творчески переосмысливает её, дополняет чертами, взятыми из русского фольклора. Сопоставительный анализ образов, созданных А. М. Коньковой, с фольклорными способствовал получению ряда выводов. Во-первых, А. М. Конькова изменила образ Комполэна, сблизив отдельные детали с персонажем русского фольклора Кощеем Бессмертным. Во-вторых, взяв за основу фольклорный образ Миснэ, А. М. Конькова переосмыслила его, создав авторский образ Ворнэ. В-третьих, в своих произведениях А. М. Конькова сделала Воркума злым персонажем, наделив его чертами Лешего, но сохранила и схожесть с фольклорным Мисхумом. В-четвёртых, Виткась, созданный А. М. Коньковой, обладает чертами славянского водяного, под пером автора приобрёл детальное описание внешнего облика, чего нет в фольклорных источниках.
Ключевые слова: мансийская литература, А. М. Конькова, фольклорный персонаж, Комполэн, Ворнэ, Воркум, Виткась, интерпретация образа.
Для цитирования: Панченко Л. Н. Трансформация фольклорных образов в творчестве А. М. Коньковой // Вестник угроведения. 2022. Т. 12. № 2. С. 272–279.