Удмуртская азбука Н. Н. Блинова в контексте формирования учебно-методических и письменно-литературных традиций XIX–XX в.
Русский
Номер журнала:
Рубрика:
Филология
Информация об авторе:
Удмуртский федеральный исследовательский центр Уральского отделения Российской академии наук, г. Ижевск, Российская Федерация, [email protected]
АННОТАЦИЯ
Введение. Кластер букварно-азбучных изданий имеет свою историю развития. В его становлении большую роль сыграли социально-политические и культурные аспекты времени. Рассматриваемый памятник удмуртской письменности интересен в качестве материала для изучения и анализа с точки зрения наличия в нём историко-методических материалов, формирования представления о реформе письма и развития литературных жанров. В этом ключе азбука Н. Н. Блинова прежде никогда не рассматривалась.
Цель: рассмотреть азбуку Н. Н. Блинова в контексте существовавших в XIX–XX вв. учебно-методических принципов обучения и формирования письменных и литературных традиций.
Материалы исследования: удмуртская азбука Н. Н. Блинова «Лыдзонъ» (1867).
Результаты и научная новизна. В работе обосновывается мысль о типологической схожести учебников XIX–XX вв., объяснимой тем, что тексты заимствовались из уже имеющихся книг, подвергаясь творческой переработке. Помещаемые в контент учебного пособия произведения русских писателей готовили почву для межнациональных коммуникативных практик, литературных опытов на родном языке. В целом, новый алгоритм преподавания, предложенный Н. Н. Блиновым, был предопределён социокультурным контекстом и в дальнейшем подхвачен другими составителями учебников для удмуртских детей. Удмуртская азбука Н. Н. Блинова, отличающаяся методическими нововведениями, впервые рассмотрена в контексте формировавшихся в XIX–XX в. учебно-методических принципов обучения и письменно-литературных традиций.
Ключевые слова: удмуртская литература, русская литература, оригинал, перевод, азбука.
Для цитирования: Камитова А. В. Удмуртская азбука Н. Н. Блинова в контексте формирования учебно-методических и письменно-литературных традиций XIX–XX в. // Вестник угроведения. 2020. Т. 10. № 1. С. 53–61.
АННОТАЦИЯ
Введение. Кластер букварно-азбучных изданий имеет свою историю развития. В его становлении большую роль сыграли социально-политические и культурные аспекты времени. Рассматриваемый памятник удмуртской письменности интересен в качестве материала для изучения и анализа с точки зрения наличия в нём историко-методических материалов, формирования представления о реформе письма и развития литературных жанров. В этом ключе азбука Н. Н. Блинова прежде никогда не рассматривалась.
Цель: рассмотреть азбуку Н. Н. Блинова в контексте существовавших в XIX–XX вв. учебно-методических принципов обучения и формирования письменных и литературных традиций.
Материалы исследования: удмуртская азбука Н. Н. Блинова «Лыдзонъ» (1867).
Результаты и научная новизна. В работе обосновывается мысль о типологической схожести учебников XIX–XX вв., объяснимой тем, что тексты заимствовались из уже имеющихся книг, подвергаясь творческой переработке. Помещаемые в контент учебного пособия произведения русских писателей готовили почву для межнациональных коммуникативных практик, литературных опытов на родном языке. В целом, новый алгоритм преподавания, предложенный Н. Н. Блиновым, был предопределён социокультурным контекстом и в дальнейшем подхвачен другими составителями учебников для удмуртских детей. Удмуртская азбука Н. Н. Блинова, отличающаяся методическими нововведениями, впервые рассмотрена в контексте формировавшихся в XIX–XX в. учебно-методических принципов обучения и письменно-литературных традиций.
Ключевые слова: удмуртская литература, русская литература, оригинал, перевод, азбука.
Для цитирования: Камитова А. В. Удмуртская азбука Н. Н. Блинова в контексте формирования учебно-методических и письменно-литературных традиций XIX–XX в. // Вестник угроведения. 2020. Т. 10. № 1. С. 53–61.