Вещь в традиционной культуре обских угров сквозь призму мифологемы смерти
Русский
Номер журнала:
Рубрика:
История, этнография, археология
Информация об авторе:
Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок, . Ханты-Мансийск, Российская Федерация, [email protected]
АННОТАЦИЯ
Введение. В статье рассматриваются сюжеты, касающиеся вещного содержания бытовой культуры хантов манси, а также поверья и обычаи, регламентирующие смерть (утилизацию) отдельных предметов рукотворного окружения с позиции фаз жизненного цикла материальной культуры, обозначенных . Эггерсом. Исследуются признаки, характеризующие исключение вещей из мира повседневности, атакже особенности их захоронений.
Цель: исследовать традиционные представления обских угров, связанные со смертью предметов вещного мира в их синхронизации с возрастными периодами человека.
Материал исследования: опубликованные материалы по этнографии обских угров XVIII – ХIХ вв.,сборники фольклора, данные языка, а также устные сообщения информантов.
Результаты и научная новизна. Предлагаемая статья является первым опытом осмысления материальной культуры хантов и манси с точки зрения единства её элементов с возрастной периодизацией человека Выявлен культурно-исторический модус бытования вещи, что позволило получить более полное, целостное представление о сферах функционирования объектов материального мира в традиционной культуре коренных малочисленных народов Севера. Этнографический материал структурирован в логикежизненного цикла человека, основанного на круговой модели времени и элементах погребальнойобрядности. Исследование открывает перспективу более полного раскрытия духовной культуры обскихугров, а также основных принципов их мировосприятия, в том числе и на локальном уровне. Основныеположения статьи могут быть использованы при создании обобщающих работ по региональной этнографии, при разработке специальных курсов по проблемам реалогии, семиотики и др.
Ключевые слова: обские угры, ханты, манси, традиционная культура, вещная смерть, виды захоронений.
Для цитирования: Сподина В. И. Вещь с традиционной культуре обских угров сквозь призму мифологемы смерти // Вестник угроведения. 2020. Т. 10. № 1. С. 158–167.
АННОТАЦИЯ
Введение. В статье рассматриваются сюжеты, касающиеся вещного содержания бытовой культуры хантов манси, а также поверья и обычаи, регламентирующие смерть (утилизацию) отдельных предметов рукотворного окружения с позиции фаз жизненного цикла материальной культуры, обозначенных . Эггерсом. Исследуются признаки, характеризующие исключение вещей из мира повседневности, атакже особенности их захоронений.
Цель: исследовать традиционные представления обских угров, связанные со смертью предметов вещного мира в их синхронизации с возрастными периодами человека.
Материал исследования: опубликованные материалы по этнографии обских угров XVIII – ХIХ вв.,сборники фольклора, данные языка, а также устные сообщения информантов.
Результаты и научная новизна. Предлагаемая статья является первым опытом осмысления материальной культуры хантов и манси с точки зрения единства её элементов с возрастной периодизацией человека Выявлен культурно-исторический модус бытования вещи, что позволило получить более полное, целостное представление о сферах функционирования объектов материального мира в традиционной культуре коренных малочисленных народов Севера. Этнографический материал структурирован в логикежизненного цикла человека, основанного на круговой модели времени и элементах погребальнойобрядности. Исследование открывает перспективу более полного раскрытия духовной культуры обскихугров, а также основных принципов их мировосприятия, в том числе и на локальном уровне. Основныеположения статьи могут быть использованы при создании обобщающих работ по региональной этнографии, при разработке специальных курсов по проблемам реалогии, семиотики и др.
Ключевые слова: обские угры, ханты, манси, традиционная культура, вещная смерть, виды захоронений.
Для цитирования: Сподина В. И. Вещь с традиционной культуре обских угров сквозь призму мифологемы смерти // Вестник угроведения. 2020. Т. 10. № 1. С. 158–167.